Программа коррекции гиперактивности младшего школьника


Опубликовано: 15.09.2017, 16:07/ Просмотров: 1285

Психологические программы развития детей, обучения родителей. (17)‎ > ‎

11. Программа коррекции гиперактивности СДВГ с 6 лет до 12 лет.

 https://sites.google.com/site/logopedirina/home/pocemu-rebenok-ne-govorit-v-2-3-4-goda-5-6-let-priciny

При соблюдении режима проведения - 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на 2 месяца.
Время проведения - 50-60 минут.

«Гиперактивные дети доставляют и родителям,

и учителям очень много хлопот и забот.

Но первое, что я хотела бы сказать родителям, -

чрезмерная активность не зависит  от желания ребенка.

Он вертится, крутится, отвлекается не потому,

 что хочет досадить взрослым.

Гиперактивность, непоседливость,

трудность концентрации внимания,

постоянные отвлечения - это показатели

не очень благополучного развития нервной системы.»

 -  профессор БЕЗРУКИХ М.М.

 

СДВГ – невнимательность, импульсивность, гиперактивность.

Проявления - нарушение организации деятельности, речевые нарушения, сенсомоторные нарушения, нарушения восприятия, не сформированность навыков интеллектуальной деятельности, «мягкая» невротическая симптоматика, школьные трудности, асоциальное поведение.

Симптомы невнимательности:

·         недостаточно внимателен к деталям;

·         с трудом удерживает внимание;

·         как бы не слушает говорящего;

·         не может довести дело до конца;

·         с трудом организует свою деятельность;

·         избегает выполнения задания;

·         теряет предметы;

·         отвлекается на внешние раздражители;

·         все забывает.

Симптомы гиперактивности:

·         дрыгает руками или ногами, крутится;

·         не может усидеть на месте, когда это требуется;

·         чрезмерно разговорчив;

·         носится и лезет куда-либо, когда это не разрешается;

·         с трудом может тихо играть;

·         всегда «заведен», «как будто внутри мотор».

Симптомы импульсивности:

·         выпаливает ответы;

·         чрезмерно разговорчив, с трудом дожидается своей очереди;

·         прерывает других, вмешивается в чужой разговор.

 

Родители,  педагоги, воспитатели О детях с СДВГ: непонимание, неадекватные претензии неадекватные советы и требования, неадекватные реакции, неадекватные методы, неадекватные требования.

 Результат Ребенок  с СДВГ:  низкая самооценка, повышенная утомляемость, низкая работоспособность, низкая учебная мотивация, трудности в обучении письму и чтению, нарушение взаимопонимания, повышенная тревожность, обиды, страхи.

 

Работа с таким ребенком  строиться с учетом его сильных и слабых сторон. Как правило, эти дети имеют очень высокий уровень интеллектуального развития.  В школе ими чаще всего бывают недовольны, потому что они невнимательны, у них плохой почерк и много ошибок, они часто тянут руку, но когда их спрашивают, отвечают невпопад, выполняют не те задания, не только сами отвлекаются, но отвлекают других детей.   К сожалению, такие дети, несмотря на высокий интеллект, часто попадают в коррекционные классы.

 При организации занятий с непоседами имеет значение все, что окружает ребенка.   Ребенок занимается дома, его не должно ничто отвлекать. Лучше, если это будет либо отдельная комната, либо какая-то отгороженная часть комнаты, при этом стоит выключить радио, телевизор, стараться не разговаривать громко, чтобы не отвлекать ребенка от занятий. Стол, за которым занимается гиперактивный ребенок, не должен быть ничем завален, там могут быть только книги или учебник, которыми он пользуется, тетрадь, ручка, карандаш, т.е. только то, что ему необходимо для программа коррекции гиперактивности младшего школьника конкретной работы. Обязательным является зрительный контакт, позволяющий привлечь внимание ребенка.  Во время занятий   «собирается» все внимание ребенка. Это может быть взгляд, слово,  фраза, например: «Начинаем работать, будь внимателен»,   и только после этого что-то объясняю. Несмотря на высокий уровень интеллектуального развития, гиперактивным детям иногда приходится два-три раза объяснять одно и то же задание, два-три раза давать инструкцию. Это происходит не потому, что ребенок неспособный, непонятливый, а потому что он выхватывает только часть фразы, часть инструкции. Именно поэтому любая инструкция, которая дается гиперактивному ребенку, должна быть однозначна, проста, должна быть короткой, и в ней не должно быть ни одного непонятного слова. Сложные, многоступенчатые задания лучше разделить на части.

 Гиперактивные дети лучше работают в классе, если материал им уже знаком. Если сегодня прочитать и разобрать то, о чем будут говорить завтра в школе, тогда есть гарантия, что этот урок не пройдет впустую.

В процессе занятий   часто поощряю ребенка. И не только за хорошее поведение и хорошо выполненное задание, но и за старание, и за желание работать. Порой гиперактивные дети оказываются в сложных ситуациях, потому что могут потерять контроль над собой, стать раздражительными и даже агрессивными. В ответ на какое- нибудь незначительное замечание  такой ребенок может бросить книгу, разорвать тетрадь, с такими детьми это бывает. Как быть в этих случаях? Во-первых, не следует делать резких замечаний, во-вторых, ни в коем случае нельзя кричать на ребенка, лучше отвлечь его, успокоить, а потом, как и в любых таких случаях с другими детьми, в спокойной обстановке разобрать ситуацию.

Приступим!

 

Цель программы: повысить обьем внимания. Увеличение концентрации внимания. Программа развития, для успешных детей в обучении, и для детей испытывающих трудности обучения. Развитие внимания, произвольности и самоконтроля; элиминация гиперактивности и импульсивности; элиминация гнева и агрессии. Занятия могут быть полезны для детей с трудностями самоконтроля, с дефицитом внимания и гиперактивностью. Программа учебно-игровых занятий, направленных на развитие способности к планированию своих действий и самоконтролю над ними.

 

Методы: Интеллектуальные игры, двигательная  гимнастика мозга, самомассаж. Занятия проходит в игровой форме с элементами, видео, аудио, театральных и игрушечных персонажей.

 

Диагностика: Нейропсихологическая диагностика уровня развития проводится в начале учебного года (стартовая диагностика), в течение учебного года (текущая диагностика) и в конце учебного года (итоговая диагностика). 

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
1.  Растяжка "Половинка".
Цель:   оптимизация тонуса мышц.
И.п. - сидя на полу. Общее напряжение тела. Расслабление. Напряжение и расслабление по осям: верх-низ (напряжение верхней половины тела, напряжение нижней половины тела), левостороннее и правостороннее (напряжение правой и затем левой половин тела), напряжение левой руки и правой ноги, а затем правой руки и левой ноги.

2.  Дыхательное упражнение.
Цель:  развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма.
И.п. - сидя на полу. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания). Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом "пьют" воздух.

3.  Глазодвигательное упражнение.
И.п. - сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным(вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Каждое из движений производится сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.
         Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; причем удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и т.д. В начале освоения этих упражнений ребенок должен следить за предметом, перемещаемым взрослым,а затем передвигать его самостоятельно, держа сначала в правой, потом в левой руке, а затем обеими руками вместе. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит "соскальзывание" взгляда, следует уделить дополнительное внимание, "прорисовывая" их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.

4.   Упражнения для развития мелкой моторики рук.
Цель:  развитие межполушарного взаимодействия.
         o   "Колечко".
Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

         o  "Кулак-ребро-ладонь".
Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами ("кулак-ребро-ладонь"), произносимыми вслух или про себя.

5.  Функциональное упражнение "Послушать тишину".
Цель:   формирование произвольной регуляция собственной деятельности, развитие аудиального гнозиса.
И.п. - сидя на полу. Закрыть глаза и последовательно послушать звуки на улице за окном, затем в комнате, свое дыхание, биение сердца.

6.  Функциональное упражнение с правилами "Костер".
Цель:   формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности.
Ребенок садятся на ковер вокруг "костра" и выполняют соответствующую команду инструктора.   По команде (словесной инструкции) "жарко" ребенок должен отодвинуться от "костра",
по команде "руки замерзли" - протянуть руки к "костру",
по команде "ой, какой большой костер" - встать и махать руками,
по команде "искры полетели" - хлопать в ладоши,
по команде "костер принес дружбу и веселье" - взяться за руки и ходить вокруг "костра". Затем игра выполняется с ведущим ребенком.

7.Упражнения на  концентрацию внимания: «лабиринт», «Соединение цифр».

8.   Функциональное упражнение "Море волнуется...".
Цель:   развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности.
Ребенку  предлагается интенсивно двигаться по комнате, принимая различные позы. Инструктор произносит считалку:
         Море волнуется - раз!
         Море волнуется - два!
         Море волнуется - три!
         Морская фигура - замри!
Ребенок замирают в одной из поз. По команде инструктора "Отомри!" упражнение продолжается.

9.   Релаксация "Поза покоя".
Цель:   освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.
Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится инструктором медленно, ти хим голосом, с длительными паузами.
         Все умеют танцевать,
         Прыгать, бегать, рисовать,
         Но пока не все умеют
         Расслабляться, отдыхать.
         Есть у нас игра такая -
         Очень легкая, простая,
         Замедляется движенье,
         Исчезает напряженье...
         И становится понятно -
         Расслабление приятно!

 

Оценка результатов:

Оценка качества усвоения материала определяется в течение года путем проведения промежуточных диагностических тестирований и в конце года определением уровня готовности ребенка к переходу к следующему обучаемому звену.

 

Материал необходимый для занятий:  компьютер, веб-камера, принтер, бумага А4, колонки. Стол, стул, тетрадь, карандаш. Ковер, мяч, фитбол.

 

 

Дополнительная литература:

Ахутина Т.В., Пылаевна Н., Безруких М.М.,

 В программе используются упражнения, разработанные Б. А. Архиповым, Е. А. Воробьевой, И. Г. Выгодской, Т.Г. Горячевой, В.И. Зуевым, П. Деннисоном, Ю.В. Касаткиной, Н.В. Клюевой, Л.В. Константиновой, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, Е. В. Пеллингер, А. Ремеевой, А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк, А. С. Султановой, Л. П. Успенской, К. Фоппелем и др.

 

 

 


Источник: https://sites.google.com/site/logopedonlain/psihologiceskie-programmy-razvitia-detej/programma-korrekcii-giperaktivnosti-sdvg-s-6-let-do-12-let


Закрыть ... [X]

«Коррекция гиперактивности как условие сохранения и развития Отношение многие ко многим характерно для

Программа коррекции гиперактивности младшего школьника Программа коррекции гиперактивности младшего школьника Программа коррекции гиперактивности младшего школьника Программа коррекции гиперактивности младшего школьника Программа коррекции гиперактивности младшего школьника Программа коррекции гиперактивности младшего школьника Программа коррекции гиперактивности младшего школьника